Так звучала тема родительского собрания в начальной школе МБОУ ООШ№3, проведённого в 1-ых классах заслуженным учителем РФ В.А. Симон 21 ноября 2013г. Актуальность выбранной темы учитель объяснила важностью вопросов духовно-нравственного воспитания, этических отношений в семье, начиная с первых лет обучения в школе, и даже раньше. А в 1-ом классе важно обратить внимание родителей не только на вопросы учебной успеваемости детей, но , прежде всего, на вопросы воспитания, т.к. это- основа растущей Личности и гражданина своей страны. Ведь сегодня немало случаев детской и подростковой агрессивности (видеоролики в интернете, избиение сверстников). И кто, как не взрослые: педагоги и родители, должны подумать о том, как это предотвратить в своих собственных детях, научить их быть Людьми. Задачи,
которые были поставлены на собрании для совместного обсуждения и решения: -
определить единые требования семьи и школы к воспитаннику; -
побудить родителей к инициативе и творчеству в воспитании таких качеств
личности, как доброта, отзывчивость, щедрость; -
совместно с родителями выработать некоторые правила доброты. За
несколько дней до встречи была проведена большая подготовительная работа: -
Учащиеся писали сочинения- миниатюры «Каким я хочу вырасти», «Мои добрые дела»,
«Моё ласковое имя»; -
выполняли рисунки на тему «Наша добрая и дружная семья»;-
участвовали вместе с родителями в выставке творческих работ «Умелые руки против
скуки», -
представляли семейные фотоальбомы, фотомонтажи. Учителем
совместно с представителями родительского комитета были подготовлены плакаты с
высказываниями о доброте, милосердии, анкеты, тесты для родителей, оформлены
выставка детских работ, разработаны памятки, рекомендации родителям,
подготовлена мультимедийная презентация. Встреча
проходила в форме заседания родительского клуба, где в обстановке неформального
общения родители могли попить чай, поговорить по душам. Основная часть
собрания- обсуждение его темы и вопросов воспитания- состоялось в форме работы по группам (деление на группы
проходило по принципу выбора цветных фишек). Работу начали с обсуждения
сочинений-миниатюр, которые написали дети. (Высказывания учащихся зачитывались
без названия имён и фамилий). Оказалось, что основные мечты детей - стать
богатыми, руководить, наводить порядок. И очень мало высказываний «хочу быть
доброй, помогать людям». Почему? Разве доброта утратила свою нравственную силу?
Этот вопрос заставил родителей задуматься: как воспитывается доброта? Что для
этого нужно сделать? Валентина Алексеевна напомнила присутствующим слова Сухомлинского:
«…Добрый ребёнок не свалится с неба. Его надо воспитывать». Затем учитель
предложила группам обсудить некоторые ситуации, которые иногда имеют место в
семье: 1.
Ребёнок
не хочет выносить мусор. Мать жалуется отцу, начинается скандал… 2.
Дочь
приносит домой приглашение на школьный праздник. Родители отказываются
«Некогда!» 3.
Ребёнок
приходит из школы и хочет поделиться впечатлениями. Мать отмахивается «Потом
расскажешь!» и др . Как
выйти из этих ситуаций и не навредить ребёнку, не сделать его чёрствым и
равнодушным? Другие
вопросы, которые обсудили родители: отношение в семьях к старшим (бабушкам и
дедушкам), заботе и о них, отношение к домашним животным, отношение к
физической расправе (когда надо постоять за себя, дать сдачи и .т.д.- всегда ли агрессия, особенно со
стороны старших, является проявлением добра?) В
заключение родители составили список высказываний, о том, как воспитывать в
детях доброту: -
помогать людям, попавшим в беду, -
помогать больным, слабым, пожилым, -
заботиться о родных и близких людях, -
делиться с другом, если он в этом нуждается, -
заботиться о домашних животных. -
не проявлять жадности, не завидовать, -
прощать ошибки другим, но не себе, -
не быть равнодушным, -
быть приветливым, дарить улыбку и тепло своего сердца другим. На
ресурсном круге, где все присутствовавшие пожелали друг другу добра и счастья,
прозвучали замечательные строки, которые зачитала В.А. Симон: Когда
вам беды застят свет,И
никуда от них не деться-Взгляните,
как смеются дети.И
улыбнитесь им в ответ! Л. Е. Стеценко, заместитель директора по НМР |